Как создать условия для совершенствования педагогического мастерства и самообразовательной деятельности педагогов? Как активизировать познавательную деятельность и повысить уровеньня качества знаний и умений средствами повышения эффективности педагогического процесса ? Как грамотно осуществить реализацию духовно-нравственного компонента образования в условиях ФГОС НОО? На эти и другие вопросы искали ответы учителя начальной школы в рамках методического объединения, которое прошло 18.02.2020.
На МО выступали учителя начальных классов:
1 класс – Шауэр А.А о роли народных традиций и обычаев в воспитании личности младших школьников с целью реализации духовно-нравственного компонента. Духовно-нравственное воспитание на основе православных традиций формировало ядро личности, благотворно влияя на все стороны и формы взаимоотношений человека с миром: на его этическое и эстетическое развитие, мировоззрение и формирование гражданской позиции, патриотическую и семейную ориентацию, интеллектуальный потенциал, эмоциональное состояние и общее физическое и психическое развитие.
2 класс – Живайкина Л.А реализация духовно-нравственного воспитания на уроках литературного чтения с применением разъяснения пословиц, поговорок и притч опираясь на правосланый компонент. Уроки литературного чтения являются одним из главных связующих звеньев духовно-нравственного воспитания обучающихся. Эта педагогическая идея реализуется через урочную и внеурочную деятельность.
3 класс – Щелокова Н.К Актуальность и педагогическая целесообразность духовно-нравственное воспитания – это педагогически организованный процесс, в котором обучающимся передаются духовно-нравственные нормы жизни, создаются условия для усвоения и принятия базовых национальных ценностей, для освоения ими системы общечеловеческих, культурных, духовных и нравственных ценностей народа Российской Федерации. Ознакомила с задачами воспитания тесно связаны с процессом духовно-нравственного развития личности и осуществляются в процессе социализации, последовательного расширения и укрепления ценностно-смысловой сферы личности. Рассказала о своей ведущей идеи работы это - воспитание духовно-нравственной личности ребенка через приобщение к истокам Православной культуры средствами литературы, формирование нравственной мотивации к созидательной деятельности. Уроки литературного чтения – это тропинка к храму детской души.
4 класс – Демина М.В. Ознакомила с формами работы по реализации духовно-нравственного воспитания, просмотр фильмом, обсуждение православных текстов, пословиц. Процесс воспитания осуществляется в различных формах при помощи разнообразных методов, приёмов и воспитательных средств. Они различны в зависимости от возраста ребёнка. После начальной школы дети приходят с культурой, сформированной исключительно в семье и первым учителем. Окунаясь в общение во время обучения с более взрослыми учащимися, мировоззрение их расширяется, и задача классного руководителя контролировать и направлять этот опыт в русло духовно-нравственного воспитания и общечеловеческих ценностей.
Исходя, из своего личного опыта и педагогического стажа показали эффективные методы и приемы реализации духовно-нравственного компонента через цикл уроков литературного чтения. Реализация работы по духовно-нравственному воспитанию осуществляется через интеграцию предметов гуманитарно-эстетического цикла. Занятия в начальной школе открывают детям путь к нравственно-религиозной стороне познания окружающего мира. Мир прекрасен своей гармонией, и познание его маленьким человеком так же должно быть гармоничным. Понятие о нравственности, воспитание эмоциональной отзывчивости, любви к окружающему миру, приобщение к духовной культуре формируют личность с позитивным взглядом на мир и способствуют развитию творческих способностей ребёнка.
Подготовила статью Щелокова Н.К., рук. ГМО учителей начальных классов |