Образовательная среда в православных учебных заведениях является особой, отличительной от традиционной школы системой доверительных взаимоотношений для достижения цели воспитать духовно и нравственно наполненного человека образом Божьим с помощью выполнения ряда специфических задач. Они соответствуют основной цели российского образования – воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.
Формирование морального облика ребёнка в Православной организации протекает в процессе многогранной деятельности детей (играх, учебе), в тех разнообразных отношениях, в которые они вступают в различных ситуациях со своими сверстниками, с детьми моложе себя и со взрослыми. Родители и педагоги – две мощнейшие силы в процессе становления личности каждого человека, роль которых невозможно преувеличить. Актуальное значение приобретает не столько взаимодействие в нашем старом, традиционном понимании, сколько, прежде всего, взаимопонимание, взаимодополнение, социальное партнерство школы и семьи в воспитании и образовании подрастающего поколения. Это новая современная модель взаимодействия в православной образовательной организации. Основная цель работы образовательного учреждения с родителями - установление партнерских отношений с семьей каждого воспитанника, создание атмосферы взаимоподдержки, комфортности и общности интересов.
«Воспитание из всех святых дел – самое святое», - говорил святитель Феофан Затворник Одно из самых важных направлений учебно-воспитательной работы – формирование гражданственности, государственного самосознания, осознание себя русским человеком. В Гимназии проводятся беседы, круглые столы на темы с подобными задачами, исполняется гимн страны. Немаловажное значение имеет формирование гимназического самосознание, осознание себя учащимся Православной гимназии. Для выполнения этой задачи в Гимназии введена единая форма, создан гимн Гимназии. Важным объединяющим началом каждого учебного дня является совместная утренняя молитва и линейка. Большое внимание уделяется формированию своих гимназических традиций, например таких как, поздравление женщин в неделю жен- мироносиц, отмечаются праздники: День семьи, День матери; почитаются православные праздники. Гимназисты, учителя, родители участвуют в совместном чине прощения перед Великим постом. Трапеза совершается при чтении «Жития святых». Идет работа над созданием новых гимназических традиций, например, проведение православного выпускного вечера. В Гимназии устраиваются экскурсии общекультурного плана, например в Интеллект - центр, в музеи города, в пожарную часть, в донорский центр, в аэропорт, на нефтегазовые предприятия, на парогазовую станцию и другие предприятия. Участвуют гимназисты в сборных праздничных концертах городского и областного уровня с музыкальными или театральными номерами. Эта форма воспитательной деятельности является также разновидностью миссионерской работы, поскольку номера художественной самодеятельности гимназистов содержат выраженное духовно-нравственное содержание, которое транслируется на широкую аудиторию. В православной гимназии создаются оптимальные условия для формирования качественно образованной, высоконравственной, целомудренной, творческой личности, стремящейся к созиданию с позиций русской православной духовной культуры, способной активно и благотворно влиять на состояние современного общества, имеющей высокий уровень самосознания и самодисциплины, способной делать нравственный выбор с позиции христианского мировоззрения.
Хочется верить, что новые модели взаимодействия внутри гимназии, связи с государственными структурами, общеобразовательными организациями вызовут интерес педагогического сообщества и общественности в целом. А значит, будет расти доверие к гимназиям, увеличится число социальных партнеров. Гимназия будет стабильна на рынке образовательных услуг.
Печенежская В. Н., учитель русского языка и литературы, классный руководитель Православной гимназии. |