Класс 5
Тема: Установление господства Рима во всем средиземноморье во 2- веке до н.э.
Тип урока: комбинированный
Цели:
· выяснить, как Рим установил господство во всём Средиземноморье;
· выяснить причины могущества и агрессии Рима по отношению к другим государствам;
· развивать умение работать с историческим источником и находить нужную информацию.
Оборудование: учебник, карта, атласы, иллюстрации.
Основные понятия: провинция, император, триумф, диадема, триумфират.
Ход урока:
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний учащихся по теме «Вторая война Рима с Карфагена (218-201 гг. до н.э.»
Проверка Д/з: работа с терминами - 1- республика, Форум, консул, плебеи, право вето 2- Марсово Поле, народный трибун, патриции, демократия, легион
1. С какой целью Ганнибал совершил переход через Альпы?
2. Какое событие произошло в 216 г д. н.э? Расскажите о битве?
3. Чем закончилась война?
План:
1.Поражение Македонии.
2.Разгром Сирии и конец Македонского царства.
3.Разрушение Коринфа и Карфагена.
1. Рим, сокрушив Карфаген, стал безраздельно властвовать в Западном Средиземноморье, но не в Восточном.
Как вы думаете, почему?
Задания:
· Покажите на карте Западное средиземноморье, где безраздельно господствовал Рим.
· Покажите Восточное Средиземноморье. Какие государства вы здесь видите?
Готовясь к войне с Македонией, римляне привлекли на свою сторону греков, провозгласив себя освободителями Эллады от македонцев. Они смогли убедить Сирийского царя Антиоха не помогать Македонии. И он не осознал той опасности, которую представлял Рим для них. В войне с Римом Македония потерпела поражение и должно было вывести свои войска из Греции.
Но однажды на стадионе близ города Коринфа произошёл интересный случай. Давайте о нём прочитаем ( стр. 233 – со слов « Огромные толпы…»
Таким образом, Греция на всегда лишилось своего могущества.
2. После победы над Сирией римский сенат решил подчинить себе Македонию. Началась новая война. Стр 234
Таким образом, В честь человека, сокрушившего великую империю Филиппа и Александра Македонского, решено было дать триумф.
Давайте прочитаем документ стр 237
Вопрос: Какие чувства вызвал бы триумф у вас, окажись вы в Риме? Каким было бы ваше личное отношение к подобным празднествам?
3. Римляне с завистью смотрели на рост богатства Коринфа и Карфагена. В сенате слышались призывы разрушить эти города, ценности вывезти в Рим, а людей продать в рабство.
Задание: Прочитайте п. 3 §48 о разрушении Коринфа и Карфагена.
На доске:
149-146 г. до н.э.: Карфаген взят и разрушен, жители перебиты и проданы в рабство.
Работа с новыми терминами.
· Провинция - подвластные Риму территории.
· Триумф – торжественный въезд победителя в Рим.
· Триумвират – право полководца-победителя торжественно въехать в Рим.
· Император – главнокомандующий.
· Диадема – головной убор, знак царственной власти.
III. Закрепление изученного материала.
· Вопросы в конце параграфа.
IV. Домашнее задание.
· Прочитать §48
· Составьте рассказ по рисункам о том, как воевала римская армия .
V. Подведение итогов урока. Выставление оценок.
|