Понедельник, 23.12.2024, 08:48
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход
Меню сайта
Поиск
Наш сайт

Горячее питание

Нам 20 лет!

Год Памяти и Cлавы

Прием в 1-ый класс

Сетевой город
Дневник.ру
Сферум

Моя школа

ГИА-11

ГИА-9

Полезные сайты
Учебный комитет Русской Православной Церкви
Православное образование Единый национальный портал дополнительного образования детей
Категории раздела
Мои статьи [33]
Полезные ссылки
  • Министерство науки и высшего образования РФ
  • Министерство просвещения Российской Федерации"
  • Федеральный портал "Российское образование"
  • Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов
  • Сайт о кибербезопасности для подростков
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    НОУ "Ноябрьская Православная Гимназия"
    Главная » Статьи » Мои статьи

    Формирование семейных ценностей, воспитание семьянина на уроках русской литературы.

    Формирование    семейных ценностей , воспитание семьянина  на уроках    русской  литературы.

                     Печенежская В. Н., учитель русского языка   и литературы, 

                     Православная гимназия, г. Ноябрьск.   

                                                                                                        

             Кем бы в будущем ни стали наши  ученики, какую профессию бы ни выбрали, но  их объединяет то, что  все они будущие родители.  Каждому придётся столкнуться с проблемой семейного воспитания.

            Как подготовить ребят к семейной жизни? Как помочь им правильно понять, в чем заключаются семейные ценности, осознать, что семья – это основа общества?

             Большую помощь в этом вопросе  может оказать  русская литература. Тема дома и семьи – одна из главных в произведениях наших писателей.  Она  звучит уже в древнерусских художественных произведениях.  О  князе  Игоре, любимом муже,  тоскует, плача  в  Путивле, княгиня Ярославна («Слово о полку Игореве»). Через все жизненные испытания проносят свою любовь и верность  Муромский князь Петр и его супруга, мудрая женщина из простого народа, Феврония   («Повесть о Петре и Февронии Муромских»). Изучая эти произведения,  видишь, чувствуешь, что   дети не сомневаются в том, что  в настоящей семье супруги должны быть всегда вместе: и в радости, и в горе.

            В основе семейных связей лежит кровное родство. Казалось бы, что может быть крепче и надежнее для защиты человека от бед, от одиночества? Но, далеко не в каждой семье даже самые близкие люди понимают друг друга.

            Изучая комедию Д.И.Фонвизина «Недоросль», обращаю внимание  своих учеников на взаимоотношения  членов семьи Простаковых.  Возмущает  деспотизм, невежество матери,  вызывает  сочувствие безвольный  отец, а над Митрофанушкой часто смеешься, а иногда и ужасаешься, каким жестоким  к своим родителям может оказаться ребёнок.   Всегда задаю детям вопросы: «Кто же виноват, что Митрофан вырос нравственным калекой?  Почему  на слова матери о помощи  звучат страшные по своей жестокости слова сына: «Отвяжись, матушка, вот навязалась!»  Вместе приходим к выводу: виноваты в первую очередь родители. Будучи не в состоянии внушить сыну высокие духовные понятия, они не  получают и сыновней любви.

            Так важно, в какой атмосфере   растет и воспитывается  будущий семьянин, потому что от этого зависит  не только его дальнейшая жизнь, но и жизнь его будущих   детей, его стариков – родителей.   Поэтому  на уроках литературы  обращаю  внимание на  произведения,  в которых  глубоко раскрывается   «мысль семейная».   Читая их,  приходишь к выводу, что  все начинается  с  детства,  все  зависит от того, с каким багажом  духовных ценностей, знаний о семейных  проблемах  выйдет   ребёнок    из родительского дома.  Не случайно писатели рассказывают в своих произведениях о детстве героев (многие из них носят автобиографический характер), о становлении взрослеющей личности.  Замечательны в этом плане творения  С. Т. Аксакова   «Детские годы Багрова-внука», Л. Н. Толстого  «Детство», «Отрочество», «Юность», А. Н. Толстого «Детство Никиты»,  А. М.  Горького «Детство», «В людях», «Мои университеты» и других писателей.  Их произведения пронизаны мыслью  об огромном значении всего строя семейных отношений.

            Когда начинаем изучать роман Л.Н.Толстого «Война и мир», обсуждаем с учениками вопрос: «Почему писатель изображает Наташу Ростову с  тринадцатилетнего возраста?» Иначе,  в финале произведения,  в его эпилоге,  старшеклассники  не поняли  бы  ни саму Наташу, ни то, что   она-то  и является  идеалом женщины, матери  в представлении  Л. Н. Толстого.  Одной из главных тем в романе «Война и мир» является «мысль семейная».  Анализируем с  детьми  материал, в котором   раскрывается  внутренний мир семей  Ростовых и Болконских, Безуховых и Курагиных, понимаем, в какой  семье  прививаются  детям  истинные  духовные ценности, а в какой мнимые, где  по-настоящему  воспитывается семьянин, а где холодный и расчётливый эгоист.  В семье Болконских царит спартанская обстановка. Внешне они люди суровые, сдержанные. Но они любят друг друга, только хранят свои чувства в тайниках своей души.  У Ростовых все иначе. Они живут радостно, эмоционально, не скрывают своих чувств: прощаясь – плачут, открыто радуются при встрече. У этих семей есть то, что их объединяет: не только кровное родство, но и единство взглядов, искренность, естественное движение души.            Курагины в романе – это символ  деградированной семьи, в которой материальный интерес ставится выше духовного, в которой каждый живет ради собственного удовольствия, в ней нет самого главного –  духовной близости. Когда ребята уже имеют представление о взаимоотношениях в каждой из этих семей, я предлагаю  такое задание: разделитесь на две группы и попробуйте дать обоснованный ответ на вопрос: «По образцу, какой семьи, Болконских или Ростовых, вы бы хотели построить свою семью? Почему?» Учащиеся вместе обсуждают  вопрос и аргументируют свой выбор. Подобные задания помогают старшеклассникам приобрести определённый жизненный опыт.

          Непонятны  были  бы  поступки, поведение многих  литературных героев,  если бы  ребята не прочитали об условиях их воспитания, о семейной атмосфере, в которой они росли. Петр Гринев, герой повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка», отправляясь в дальний путь к месту службы, слышит отцовский наказ: «Прощай, Петр. Служи верно, кому присягнешь; слушайся начальников; за их лаской не гоняйся, на службу не напрашивайся, от службы не отговаривайся; и помни  пословицу: «Береги платье снову, а честь смолоду».  И сын не подвел отца: во всех жизненных ситуациях старался быть честным, человечным,  даже перед  лицом смерти.

          А вот в поэме Н. В. Гоголя  «Мёртвые  души»  отец  даёт  сыну, Павлу Чичикову, другого плана наставление:  «С товарищами не водись, потому что они тебя  добру не научат…, не угощай и не потчуй   никого; больше всего  береги  и  копи  копейку…».  И  мешочек с деньгами  заменил мальчику   семью и друзей.

       Отчий дом…  Он может  быть теплым и радушным, а может быть холодным и неуютным. Для того чтобы в нем был уют и покой, надо сделать его атмосферу  доброй , чтобы в нём царило взаимопонимание  между  родителями и детьми, а сам дом наполнялся  радостным ощущением жизни.

        Изучая повесть «Юность» Л.Н.Толстого, зачитываем фрагмент приезда Николеньки Иртеньева после  долгой  разлуки: «Все это было так  знакомо, так  дружно  между  собой, что я вдруг почувствовал на себе ласку милого старого дома.   Мне невольно  представился  вопрос,  как могли мы, я и дом, быть так долго друг без друга».      Спрашиваю детей:    «Вам всегда   хочется возвращаться   домой?»  К сожалению, иногда читаю в глазах детей: «Не всегда».

       Да, домашний мир держится согласной семейной атмосферой, прочностью родственных  уз. Но духовные связи возникают не сами по себе, их надо ежедневно, ежечасно поддерживать,  укреплять,  каждому  из членов семьи  надо  много  работать  над  своим  характером, проявлять  терпение. И этому,  конечно же, учит  русская литература.

           Прекрасное произведение о верности, об истинной любви – поэма Н.А.Некрасова «Русские женщины». Поэт написал о величайшем самопожертвовании жен декабристов, поехавших в сибирскую ссылку вслед за мужьями. На вопрос: «В чем заключается подвиг этих женщин?» учащиеся отвечают: «В том, что они совершили подвиг любви, в том, что они решили поддержать моральный дух своих супругов, разделить с ними их тяжелую участь…»  И обращаем внимание на строки из поэмы. Например:

                                                                      Опорою гибнущим, слабым, больным,

                                                                       Мы будем в тюрьме ненавистны.

                                                                       И рук не положим, пока не свершим

                                                                       Обета любви бескорыстной.

      И снова подчеркиваем мысль: муж и жена должны быть опорой друг другу во всех ситуациях.

         Семья в современном обществе… Писатели, журналисты, психологи, социологи отмечают, что семейные связи становятся не такими  прочными.  Браки распадаются, страдают  дети.  И поэтому одной  из важнейших  задач  уроков литературы и в целом  школы  является  воспитание в ребёнке   семьянина,  духовно -  нравственной  личности, в которой   остро развито чувство Дома, Семьи,  Любовь  к близким людям.

       Всей свой работой по данной теме я стараюсь подвести учащихся к мысли, что настоящая, согласная семья – это великое счастье и в то же время огромный труд и терпение. Русский философ А. Н. Бердяев сказал об этом так: «Семья – это взаимное несение тягот и школа жертвенности».

     

     

     

     

    Категория: Мои статьи | Добавил: pravoslgimn (11.03.2016)
    Просмотров: 1936 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    avatar

    Copyright ЧОУ "Ноябрьская Православная гимназия" © 2024