8 класс. Раздел «История древнехристианской церкви»
Тема урока: Иконоборчество. Преподобный Иоанн Дамаскин.
Задача урока:
Познакомить учащихся с иконоборческим периодом в истории древней христианской церкви на примере личности преподобного Иоанна Дамаскина.
Цели урока:
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ЦЕЛИ: изучение нового материала «Иконоборчество. Преподобный Иоанн Дамаскин».
РАЗВИВАЮЩИЕ ЦЕЛИ: умение составлять план рассказа по устному изложению материала лекции.
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЦЕЛИ: воспитывать уважение к подвигу святого
Все задачи выводятся после составления плана (оставьте сразу место), они отражают содержание урока.
ОБОРУДОВАНИЕ: презентация, проектор, рабочие листы.
ХОД УРОКА:
1. Актуализация имеющихся знаний. Вводное слово учителя (5 минут):
Молитва.
Сегодня на уроке мы рассмотрим новую тему «Иконоборчество. Преподобный Иоанн Дамаскин». Данная тема выбрана не случайно, потому как защита иконопочитания и победа над иконоборцами имели принципиальное значение для православного богословия и христианской проповеди евангельской истины в мире. В чем же оно заключалось? На этот вопрос вам необходимо ответить в конце урока самим на основании того материала, который мы сегодня изучим. Конкретно он звучит так: «Почему именно в честь победы над иконоборцами был учрежден праздник Торжества Православия?».
В изучении новой темы вам помогут рабочие листы, которые лежат у каждого на парте. Вам необходимо составить план лекции о преподобном Иоанне Дамаскине, а также ответить по ходу лекции на вопросы и заполнит пропуски.
2. Изучение новых понятий и способов действия (20 минут)
1. Исаврийская династия.
В нач. 8 века в странах, подчиненных арабам, где преследовалось всякое изображение божества, возникло движение иконоборцев.
Греческий император Лев Исавр, желая обратить магометан в христианство, поддержал иконоборцев. Эта ересь продолжалась при сыне его Константине Копрониме и внуке Льве Хозаре.
2. Детство Иоанна
Иоанн Дамаскин родился около 680 года в столице Сирии - Дамаске, в христианской семье. Его отец, Сергий Мансур, был казначеем при дворе халифа. На невольничьем рынке он выкупил из плена ученого монаха и поручил ему учить Иоанна и его приемного брата Косму сироту, принятого в дом. Отроки постигали богословие, философию, математику, грамматику, поэзию, сочиняли стихи и песнопения.
3. Иоанн - министр и защитник икон
После смерти отца Иоанн занял при дворе его должность министра. Когда Лев III Исавр воздвиг гонения на святые изображения, Иоанн встал на защиту православного иконопочитания и написал 3 трактата «Против порицающих святые иконы».
4. Месть Льва Исавра и помощь Пресвятой Богородицы
Лев Исавр пришел в ярость и решил расправиться с Иоанном при помощи клеветы. От имени Иоанна было составлено подложное письмо, в котором дамасский министр будто бы предлагал императору свою помощь Византии в свержении халифа. Восточный деспот, не разобрав дела, приказал заключить Иоанна в тюрьму и отсечь ему правую руку, якобы написавшую изменническое письмо.
Имея с собой в тюрьме икону Божьей Матери, святой положил перед нею свою отсеченную руку и долго молился, изливая свое горе. Заснув, он услышал голос Пречистой Девы, сообщивший, что он исцелен, и повелевший без устали трудиться исцеленной рукой. Проснувшись, он увидел, что рука невредима, и только узкий шрам напоминал о казни. В благодарность за исцеление Иоанн позже приложил к иконе сделанную из серебра руку, отчего икона и получила название: Троеручица
Узнав о чуде, свидетельствовавшем о невиновности Иоанна, халиф просил у него прощения и хотел вернуть прежнюю должность.
5. Уход в монастырь и кончина святого.
Но преподобный раздал свое имущество и вместе с товарищем по учению Космой поступил послушником в Иерусалимский монастырь Саввы Освещенного. Духовным руководителем такого знаменитого человека согласился стать один опытный старец, который начал умело воспитывать в ученике дух послушания и смирения. Прежде всего, старец запретил Иоанну писать, полагая, что успехи на этом поприще станут причиной гордыни. Иоанн трудился как простой инок.
Однажды в монастыре скончался монах, и родственник покойного попросил Иоанна написать что-нибудь в утешение. Иоанн отказывался, но из милосердия к удрученному горем написал свои знаменитые заупокойные тропари. За такое непослушание старец изгнал его из своей келлии. Все монахи начали просить за Иоанна. Старец согласился простить ослушника с условием, что он вычистит все грязные места в обители. Преподобный явил образец смирения и послушания.
После Богоматерь явилась во сне старцу и сказала: "Не заграждай более источника Моего. Дай ему течь во славу Божию". С тех пор уже никто не препятствовал Иоанну сочинять во Славу Божию. До конца своих дней он писал богословские книги и церковные песнопения.
Лишь однажды преподобный покинул монастырь для того, чтобы обличить иконоборцев на Константинопольском Соборе 754 года, за что был подвергнут тюремному заключению и пыткам, но остался жив. Преставился ок. 780 г.
6.Утверждение иконопочитания. Седьмой Вселенский собор.
В 787 г. В Никее при императрице Ирине (вдове Льва Хозара) был созван 7 Вселенский Собор, который опираясь на Св. Писание, Церковное Предание, труды преподобного Иоанна Дамаскина, постановил:
Поставлять и полагать в святых храмах, вместе с изображением Честного и Животворящего Креста Господня, и святые иконы, возводя ум и сердце к Господу Богу, Божией Материи Святым, на них изображенным.
Собор напомнил, что первая икона была явлена людям самим Иисусом Христом. Умывшись, Он отер пречистый лик Свой полотенцем и чудесно изобразился на этом полотенце для больного князя Авгаря. Когда больной князь помолился перед этим образом Спасителя, то исцелился от болезни. Таково древнее происхождение образа Спаса Нерукотворного. По преданию первую икону Божией Матери написал апостол Лука. Матерь Божия, увидев Свое изображение, сказала: «Благодать Сына Моего будет с этою иконою».
7. Константинопольский собор 842 года.
Однако гонение на святые иконы снова воздвигалось Львом Армянином и последующими двумя императорами и около 25 лет волновало Церковь. Окончательно утвердил почитание святых икон Поместный собор 842 г. в Константинополе при императрице Феодоре.
На этом Соборе, в память победы над иконоборцами установлен праздник Торжества Православия, который мы празднуем в первое воскресенье Великого Поста.
3. Итог урока (12 минут):
Возвращаемся к тому вопросу, который был поставлен в начале занятия. Итак, почему именно в честь победы над иконоборцами был учрежден праздник Торжества Православия?
Ответы учащихся
Выборочная проверка рабочих листов, выставление оценок за урок.
4. Домашнее задание (3 минуты): Выпиши из молитв на сон грядущим молитву, составленную Иоанном Дамаскиным. Выпиши названия основных трудов святого.
Молитва |