Тема: «Обозначение чисел в церковнославянском языке»
Пояснение к уроку:
Цели урока.
Образовательная:
- закрепление знаний о записи чисел с помощью букв церковнославянской азбуки;
- формирование навыков чтения на церковнославянском языке.
Развивающая:
- знакомство с историей создания предшественника современных учебников математики – «Арифметики» Л.Ф. Магницкого;
- развитие вычислительных навыков, логического мышления, внимания, памяти.
Воспитательная:
- воспитание патриотического чувства ( гордости за ученых, внесших большой вклад в развитие математики);
- воспитание уважения к слову, языку и культуре
Задачи:
Основные понятия
Тип урока: комбинированный, межпредметные связи с математикой, историей, словесностью, логикой
Оборудование
Используемая литература
План урока:
Ход урока
Внести молитву в начале и конце урока
Добавить колонку форма контроля
Деятельность учителя
|
Деятельность учащихся
|
- Актуализация знаний (3 мин)
|
А) Повторение правил составления чисел второго, третьего и последующих десятков;
-Обозначение тысяч.
Б) Определите какие числа здесь изображены: в7, є7i, o7и, рѕ7i, р7л, ¤єtл7а, ¤вк7а
Составьте при помощи церковнославянских букв числа: 17, 15,24, 246,891
|
А) Числа второго десятка обозначаются так: вначале пишут букву, обозначающую единицы, а затем i десятеричное, которое обозначает число 10;
Числа третьего и последующих десятков записывают так: вначале пишут букву обозначающую десятки, а затем букву, обозначающую единицы.
Знак тысячи – косая черта с двумя черточками, предшествует букве, обозначающей количество тысяч.
Б) Устные упражнения
Оценка правильности ответов
|
- Изучение нового (12 мин)
|
А) Рассказ о Л.Ф. Магницком
Б) Чтение текста (титульный лист из «Арифметики»)
- Работа с текстом
- Рассказ учителя о летоисчислении (5508)
- Закрепление.
- Магницкий — это фамилия или псевдоним?
- Кто придумал ему этот псевдоним?
- Почему он это сделал?
-
- А зачем понадобился учебник математики?
|
- Опережающее задание: Биография Магницкого, устная похвала
- Чтение вслух
- Поиск обозначения дат
Г) Слушание
Д) Предполагаемые ответы
- Псевдоним.
- Царь Петр I
- Петр I пришел в восторг от разговора с молодым соотечественником и сравнил его с магнитом, притягивающим
разнообразные знания, повелев всегда использовать
вместо фамилии псевдоним «Магницкий»)
- После свержения ордынского ига оказалось, что
Россия значительно отстала от других европейских стран.
Энергичные меры для преодоления этого отставания
предпринял вступивший на престол в конце XVII века
царь Петр I. В его царствование впервые были построены
на Урале заводы, создан военный флот, значительно расширены
границы государства Российского. Полностью
было перестроено и войско. Он хорошо понимал практическое
значение математики, и она стала одним из главных предметов
изучения в организованных при нём училищах. Но
для успешного преподавания во всех этих школах необходимы
были учебники по математике на русском языке
Оценка правильности и полноты усвоения новых знаний
|
3. Физкультминутка (1 мин)
|
Называются числа. Если число делится на
«2» — руки вверх и потрясти ими;
«3» — положение буквы «ферт» и повороты влево, вправо;
«5» — наклоны влево, вправо;
если не делится ни на одно из этих чисел — потрясти головой.
|
Индивидуальное выполнение упражнений стоя
|
4. Решение задач (11 минут)
|
1. Хрcто1съ роди1сz въ гра1дэ вифлее1мэ въ лэ11то t созда1нiZ мi1ра ¤єф7и.
(Христос родился в городе Вифлееме в 5508 году от создания мира).
Кi1евскiй наро1дъ ст7ое кр7щенiе воспрisлъ є3сть въ лэ1то бытis мi1ра ¤ѕуч7ѕ.
Киевский народ принял святое крещение в 6496 от сотворения мира.
— Какой это был год от Рождества Христова?
(6496–5508 = 988).
Вэ1домо бу1ди, ћкw а14збуку Z3зы1ка слове1нска написа2 ст7ый кvрi1ллъ фiло1софъ въ лэ1то t1X7д.
Известно, что азбуку славянского языка написал святой Кирилл-философ в 864 году.
|
Индивидуальная работа. Учащиеся читают и переводят условия задач, записывают
ответы в тетради, 2 ученика у доски, работа оценивается
-
Учащиеся меняются тетрадями и светофорами сигналят
о правильности выполнения задания.
Оценивание практической работы
|
5. Решение задач из арифметики Л.Ф. Магницкого (10 мин)
|
1.Таблица умножения на 9.
Положив обе руки на стол, по порядку занумеруем пальцы обеих рук следующим образом: первому пальцу слева присвоим номер 1, второму за ним пальцу присвоим
номер 2 и так до последнего пальца, которому присвоим десятый номер.
Если надо умножить на 9 любое из первых девяти чисел, то для этого, не двигая рук со стола, надо приподнять вверх тот палец, номер которого означает число, на которое
умножается 9; тогда число пальцев, лежащих на столе слева от поднятого пальца, определяет число десятков, а число пальцев, лежащих справа от поднятого пальца, обозначает число единиц полученного произведения.
Пример. Пусть надо найти произведение чисел 4 и 9.
Положив обе руки на стол, приподнимем 4 палец, считая слева направо. Тогда слева от поднятого пальца будут находиться 3 пальца, а справа от поднятого — 6 пальцев. Следовательно, результат произведения чисел 4 и 9 равен 36
- В «Арифметике» Л.Ф.Магницкого были задачи и в стихотворной форме:
По дороге вдоль кустов
Шло одиннадцать хвостов.
Сосчитать я так же смог,
Что шагало тридцать ног.
Это вместе шли куда-то
Петухи и поросята.
И теперь все знать хотят
Сколько было поросят?.
I — с помощью уравнения;
II — арифметическим способом, рассуждением, по
-
У Л.Ф.Магницкого решение задачи, сводящееся к решению линейного уравнения, называлось «ложным».
I.— х поросят — 4х ног;
(11-х) петухов в 2*(11-х) ног
Всего 30 ног.
4х + 2*(11-х) = 30
4х + 22 в 2х = 30
2х + 22 = 30
2х = 30 в 22
2х = 8
х = 4
Ответ: было 4 поросенка.
II. Если поросята поднимут передние ноги и пойдут
на задних ногах, то на дороге будет в 2 раза больше ног,
чем хвостов.
1) 11*2 = 22(ног) — на дороге;
2) 30в22 = 8(ног) — поднято;
3) 8 : 2 = 4(поросят).
Ответ: было 4 поросенка.
|
Участие во фронтальной беседе, индивидуальные упражнения
Задание повышенного уровня сложности.
Выявление одаренных детей.
|
7. Рефлексия (3 мин)
|
- - Ребята, что нового вы узнали на уроке, чему научились?
- -Если вы поняли тему урока, возьмите этот знак:
- А если не поняли – такой знак
Итоговая оценка деятельности учащихся (3 колонка)
|
Фронтальная беседа
Контроль цветными знаками
|
7. Домашнее задание
|
Написать даты рождения близких
Родственников: 1) с помощью букв церковнославянской азбуки от Рождества Христова и 2) от Сотворения мира
|
Контроль записи домашнего задания в тетради
|
|