Лирика С. А. Есенина – особый, чувственный и гармоничный мир. Погружаясь в пожар слов и сочетаний, чувствуешь их образную упорядоченность и слаженность. Моя задача – доказать это на примере анализа особенностей лирических образов и картин в творчестве любимого поэта.
Лиризм, эмоциональность стиха Есенина, богатая гамма настроений и чувств в его произведениях отразились в своеобразном использовании поэтом афористического склада русской речи. Формула чувства – так можно определить афоризмы Есенина, столь присущие его лирике. Они скрепляют стих, делая его легко запоминающимся, придавая ему большую силу. Они всегда содержательны и легки для восприятия: «Так мало пройдено дорог, Так много сделано ошибок», «Коль нет цветов среди зимы, То и грустить о них не надо», «Ведь разлюбить не можешь ты, Как полюбить ты не сумела», «Кто любил, уж тот любить не может, Кто сгорел, того не подожжешь».
Остановимся на анализе, на мой взгляд, одного из самых совершенных стихотворений С. А. Есенина. Датированное 14 октября 1925 года и впервые опубликованное в №45 журнала «Красная нива» за тот же год стихотворение «Свищет ветер, серебряный ветер…» единодушно оценивается как одно из самых ярких и гармоничных.
Свищет ветер, серебряный ветер,
В шелковом шелесте снежного шума.
В первый раз я в себе заметил -
Так я еще никогда не думал.
Пусть на окошках гнилая сырость,
Я не жалею, и я не печален.
Мне все равно эта жизнь полюбилась,
Так полюбилась, как будто вначале.
Взглянет ли женщина с тихой улыбкой -
Я уж взволнован. Какие плечи!
Тройка ль проскачет дорогой зыбкой -
Я уже в ней и скачу далече.
О, мое счастье и все удачи!
Счастье людское землей любимо.
Тот, кто хоть раз на земле заплачет,-
Значит, удача промчалась мимо.
Жить нужно легче, жить нужно проще,
Все принимая, что есть на свете.
Вот почему, обалдев, над рощей
Свищет ветер, серебряный ветер.
Семантика текста строится на утверждении – отрицании смыслов. То, что утверждается, связано с настоящим и будущим лирического героя стихотворения: «я взволнован», «женщина взглянет», «тройка проскачет», «счастье любимо». Отрицание связано с прошлым: «так никогда не думал», «не жалею», «не печален» (сейчас, несмотря на прошлое, вопреки ему). Утверждаемое настоящее и будущее обозначены конкретными языковыми формами, выражающими действие и качество, впечатления прошлого только упоминаются в виде намёков, прошлое достойно сожаления и печали, настоящее наполнено событиями и устремлено в будущее. Жизненная антиномия «настоящее – будущее» находит художественное воплощение в ряде образных антитез на различных уровнях: лексическом – рифмуются слова с противоположными смыслами («сырость – полюбилась», «плечи – далече», «удачи – заплачет», «любимо – мимо»); стилевом – на общем нейтральном речевом фоне выделяются возвышенно-поэтические выражения «я не печален», «серебряный ветер», с одной стороны, и просторечно «обалдев» - с другой; строфическом – двойственность смыслов, образующих единство строфы в противопоставленности лирического «я» впечатлениям окружающего мира («Пусть на окошках, гнилая сырость, / Мне все равно эта жизнь полюбилась» или: «Счастье людское землей любимо… / Значит, удача промчалась мимо»).
При явной внутренней противоречивости сознания лирического героя лейтмотивом стихотворения становится утверждение жизни, а не отрицание её. Безусловное утверждение ценности всех без исключения проявлений земного бытия («Все принимая, что есть на свете…») предполагает естественную диалектику противоположностей – благоприятного и неблагоприятного для человека, то и другое неизменно сосуществует, и это требует от каждого из людей философского приятия: «Жить нужно легче, жить нужно проще…». Мысль эту прямо декларируют сохранившиеся в черновиках и не вошедшие в окончательный текст стихотворения строки:
Знаю я. Все так, которые смело,
Жили, кипели, бросались в пламя,
Те, кому жизнь не совсем надоела,
Те даже крохи сбирают на память.
Напряжённое стремление поэта преодолеть жизненные противоречия, выработать спокойное, ясное отношение к миру выражается в усложнении ритмической организации текста, способствует создание размеренной дактилической интонации:
Я не жалею, и я не печален.
Мне все равно эта жизнь полюбилась,
Так полюбилась, как будто вначале.
Многообразие проявлений жизни, где находится место самым разным противоположным явлениям, и радости, и печали, и хорошему, и плохому, последовательно утверждается всей четвёртой строфой стихотворения. «Счастье», «удача», «любовь» как выражение светлого её начала сопряжены с чувством разочарования от непостижимости удачи. Слияние противоположных в своём воздействии на человека явлений жизни в неразделимое целое подчёркивается единством ритмического рисунка всех четырёх стихов строки.
Наиболее динамичная и насыщенная переживаниями лирического героя третья строфа построена на чередовании стихов, относящихся к внешнему миру, со стихами, выражающими субъективное его переживание. Двуединство содержания явно связано с характером ритмообразования.
Взглянет ли женщина с тихой улыбкой -
Я уж взволнован. Какие плечи!
Тройка ль проскачет дорогой зыбкой -
Я уже в ней и скачу далече.
Первые выводы:
Проведённый анализ убеждает в несомненной причастности ритмической структуры стихотворного текста к образованию общего смысла и выразительности его. Благодаря разнообразию расположении «дактилических» стихов и стихов со стяжением осуществляется ряд смысловых антитез: «радость – печаль», «неподвижность – движение», «пустота – содержательность», средствами которых воссоздаётся основная жизненная антиномия, состоящая в диалектическом единстве противоположностей. Использование стихов с различной структурой предоставляет автору большие возможности для выражения оттенков чувства и движения мысли. Вариативность структурной схемы на уровне отдельно взятого стиха, равно как и строфическом, связана с выражением непостоянства, волнений земного бытия, определённая степень урегулированности со стремлением лирического героя обрести покоЙ, жизненное равновесие, гармонию в этом мире.
Использование цветов для выражения эмоций и создания определенной атмосферы в стихах характерно для всех периодов творчества Сергея Есенина. Именно через контрастные цвета – белый и черный – Есенин однажды ярко выразил раздумье о своей жизни. Это было в период "Москвы кабацкой", когда он болезненно ощущал противоречия между той средой, в которой оказался, и поэтическим вдохновением, продиктованным романтикой чувств. Ранняя лирика Есенина наполнена нежными цветами: голубой, золотой, бирюзовый. Чем дальше тем темнее мир поэта. Цвета становятся более темными. Последние стихи поэта мрачные и угрюмые. Чувствуется усталость и обреченность. Если же говорить о звуковой (музыкальной) характеристике жизни природного мира, то вербы у Есенина плачут, тополи шепчут, «заря окликает другую», «плачет метель, как цыганская скрипка», «и березы в белом плачут по лесам». Благодаря использованию такого приема природа в произведениях С. А. Есенина получается многоцветной, многокрасочной, полнозвучной. Она не становится застывшим пейзажным фоном; она живет, действует, горячо реагирует на судьбы людей, события истории. Природа является любимым героем поэта, она неотделима от человека, от его настроения, от его мыслей и чувств. Причем, как мы уже отметили, часто жизнь природного мира в поэзии С. А. Есенина наполнена самыми разнообразными звуками.
Природа часто воспринимается лирическим героем как храм. Мотивы молитвы, церковных песнопений отчётливо слышатся в его юношеских стихах, сам герой представляется «смиренным иноком», а поэтические образы приобретают религиозную окраску:
По меже, на перемётке,
Резеда и риза кашки.
И вызванивают в чётки
Ивы — кроткие монашки.
«Край любимый…», 1914
Для создания крестьянской картины мира, где религия играла немалую роль, поэт использует церковнославянскую лексику, благодаря которой его стихи приобретают особую торжественность.
Многокрасочна цветовая палитра есенинских стихов. У Есенина есть любимые цвета. Золотым и жёлтым он пользуется при создании лирических автопортретов. Алый символизирует нежность и юность. Малиновый связан с колокольным звоном. Синий и голубой цвета, по мнению поэта, точнее всего характеризуют Россию. «Россия! Какое хорошее слово… И „роса“, и „сила“, и „синее“ что-то!» — писал Есенин Всеволоду Рождественскому, объясняя свою любовь к этому определению. Цветовые эпитеты в его стихах не столько описывают природу, сколько передают тончайшие оттенки душевного состояния, чувств лирического героя: в зависимости от того, белый, алый или багряно-красный цвет выбран поэтом, мы можем догадаться о его настроении и глубине переживаний.
Часто цветопись усилена приёмом отражения, зеркальности:
Слишком я любил на этом свете
Всё, что душу облекает в плоть.
Мир осинам, что, раскинув ветви,
Загляделись в розовую водь!
«Мы теперь уходим понемногу…», 1924
Во многом цветопись у Есенина продолжает фольклорную традицию: в песнях, сказках используются сочетания иконописных красок, поэт лишь добавляет оттенки. Кроме того, народная поэзия повлияла на образный и песенный строй лирики Есенина. Просторечная лексика, лексические повторы, необычные, неточные рифмы, мастерские аллитерации создают напевность есенинских стихотворений.
Постепенно Есенин движется от цветописи к звукописи как выразительному средству. В более поздней лирике именно звуковой строй стиха доминирует над цветом, отсюда романсовость, певучесть его поздних стихотворений.
В поэзии Есенина все взаимосвязано, и почти каждая художественная деталь, каждое слово является важной частицей целого — есенинского поэтического мира. Уникальность этого мира ощущали не только современники, но и потомки. Интересно с этой точки зрения взглянуть на один цветовой образ из стихотворения «Не жалею, не зову, не плачу»:
Не жалею, не зову, не плачу,
Все пройдет, как с белых яблонь дым.
Увяданья золотом охваченный,
Я не буду больше молодым.
Я теперь скупее стал в желаньях,
Жизнь моя? иль ты приснилась мне?
Словно я весенней гулкой ранью
Проскакал на розовом коне.
Самым отличительным признаком русского словесного искусства С.А. Есенин считал именно образность, поэтому его всегда тянуло к яркой словесной живописи, он подбирал слова, которые способны передавать человеческие переживания и вызывать наибольшие впечатления. Каждое слово в его лирике, каждый образ живут не сами по себе, а в неразрывном единстве со всеми элементами произведения: «Органичность образа, то есть, его глубокая внутренняя связь с содержанием, со смыслом всего произведения, со всеми художественными элементами — вот есенинское понимание образотворчества»
Я навек за туманы и росы
Полюбил у березки стан.
И ее золотистые косы
И холщовый ее сарафан.
Удивительна способность поэта раскрывать прелесть самой жизни, заражать великой любовью к родине, которую он может вложить решительно во все: и в березку, и в поле, и в сноп соломы. Порой в его цветах господствует розовый цвет, а белый исчезает; общий золотой фон, бывший символом иного мира, как бы одомашнивается, превращается во что-то близкое и знакомое: «золотою лягушкой луна распласталась на небе ночном».
Золотой фон символизирует изначальный свет, из которого все возникает и в котором все растворяется.
Есенин низводит это небо на землю, золотой становится сама Русь. Русская земля – храм, небо и рай поэта. Есенинскую цветопись можно увидеть на примере стихотворения
«Синим жерновом развеяны и смолоты…»
Синим жерновом развеяны и смолоты
Водяные зерна на муку.
Голубой простор и золото
Опоясали твою тоску.
Выбор таких цветов обусловлен связью с православной церковью, с Богом, органично реализующимся в эстетике творчества поэта. Для С. Есенина эти цвета соединяются с конкретными цветовыми образами русской действительности:
Здравствуй златое затишье,
С тенью березы в воде!
Галочья стая на крыше
Служит вечерню звезде.
Выводы:
Гармония в стихах С. А. Есенина достигается через картины и образы природы, в которых выражаются глубокие человеческие чувства – самая характерная особенность лирики Есенина. У русской природы Есенин позаимствовал и многие краски своей поэзии. Трудно назвать другого русского поэта, у которого цвет играл бы такую же большую роль, как в творчестве Есенина. В его стихах он призван усилить зрительное восприятие образа, сделать его стихи гармоничными и выразительными.
В стихах Есенина нас покоряет и захватывает в «песенный плен» удивительная гармония чувств и слова, мысли и образа. «В стихах моих, - писал поэт в 1924 году, - читатель должен главным образом обращать внимание на лирическое чувствование и ту образность, которая указала пути многим и многим молодым поэтам и беллетристам. Не я выдумал этот образ. Он был и есть основой русского духа и глаза, но я первый развил его и положил основным камнем в стихах своих».
Утонченность, образность, изящество, гармоничность стихов Есенина позволили Горькому сказать: “Есенин не человек, это орган, созданный природой для своего самовыражения”.
Поэзия заставляет мечтать, наслаждаться, гордиться. Я согласна со словами Н. Тихонова. Он говорил: «Есенин – это вечное».
Литература:
1.Сергей Есенин. Полное собрание лирики в 1 томе – М.: ЭКСМО, 2017 Русские писатели XX века от Бунина до Шукшина / Под редакцией Н.Н. Беляковой и М.М. Глушковой. – М.: Флинта, 2016г.
2.Источник: Нестерова И.А. Особенности творчества Есенина // Энциклопедия Нестеровых - 2017г.
3. Е. Наумов «Сергей Есенин. Жизнь и творчество». Москва-Ленинград. «Просвещение» http://esenin.ru/
4.Журналы серии «Литература в школе», 2003 г. № 10, № 15.; 2001 г. № 6.
5. Суимбетова О.Г. ИСТОКИ ПОЭТИЧЕСКОЙ ОБРАЗНОСТИ С.А. ЕСЕНИНА // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по мат. XIV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 7(14). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/7(14).pdf 2019г.
6. Мещеряков В.П. Основы литературоведения. — М., 2003. |