Пятница, 22.11.2024, 10:20
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход
Меню сайта
Поиск
Наш сайт

НОКО

Горячее питание

Нам 20 лет!

Год Памяти и Cлавы

Прием в 1-ый класс

Сетевой город
Дневник.ру
Сферум

ГИА-11

ГИА-9

Полезные сайты
Учебный комитет Русской Православной Церкви
Православное образование Единый национальный портал дополнительного образования детей
Категории раздела
Мои статьи [33]
Полезные ссылки
  • Министерство образования и науки РФ
  • Федеральный портал "Российское образование"
  • Информационная система "Единое окно доступа к образовательным ресурсам"
  • Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов
  • Сайт о кибербезопасности для подростков
  • Статистика

    Онлайн всего: 2
    Гостей: 1
    Пользователей: 1
    pravoslgimn
    НОУ "Ноябрьская Православная Гимназия"
    Главная » Статьи » Мои статьи

    План-конспект урока. Информатика, 7 класс. Тема "Компьютерные сети".

    План-конспект урока.

    Информатика, 7 класс.

    Учитель: Герасименко М.В.

     

    Тема: «Компьютерные сети».

    Цели урока:

    Образовательная:

    - помочь учащимся получить представление о компьютерных сетях, их классификациях, топологии, познакомиться с работой в сети, дать основные понятия, необходимые для работы на компьютере, научить загружать нужную Веб-страницу, переходить на другую, сохранять информацию на жесткий диск.

    Воспитательная:

    - воспитание информационной культуры учащихся, внимательности, аккуратности, дисциплинированности, усидчивости.

    Развивающая:

    - развитие познавательных интересов, навыков работы с мышью и клавиатурой, самоконтроля, умения конспектировать.

    Тип урока: изучение нового материала.

    Методы: словесные (рассказ, объяснение, беседа), наглядные (иллюстрация), практические (упражнения).

    Форма организации: групповая, индивидуальная, парная.

    Оборудование: проектор, экран, компьютер, презентация.

    План урока:

    1. Организационный момент.

    2. Проверка и актуализация знаний.

    3. Теоретическая часть.

    4. Практическая часть.

    5. Подведение итогов урока. Оценка деятельности обучающихся.

    6. Рефлексия.

    7. Домашнее задание

    Ход урока:

    1. Организационный момент.

    Приветствие, молитва, проверка присутствующих. Объяснение хода урока.

    2. Проверка и актуализация знаний.

    В настоящее время персональные компьютеры, находящиеся чуть ли не в каждом доме и практически в каждой организации, достигли огромных мощностей в переработке информации. Но вся эта мощь в наше время сводится на нет без наличия современных средств коммуникации, то есть связи.

    И сегодня каждый день множество людей открывает для себя существование глобальных компьютерных сетей, объединяющих компьютеры во всем мире в едином информационном пространстве, имя которому - Интернет.

    И мы с вами с сегодняшнего урока начнем постигать премудрости работы в этой сети.

    3. Теоретическая часть.

    Компьютерная сеть – это совокупность компьютеров и различных устройств, обеспечивающих информационный обмен между компьютерами в сети без использования каких-либо промежуточных носителей информации.

    Создание компьютерных сетей вызвано практической потребностью пользователей удаленных друг от друга компьютеров в одной и той же информации. Сети предоставляют пользователям возможность не только быстрого обмена информацией, но и совместной работы на принтерах и других периферийных устройствах, и даже одновременной обработки документов.

    Все многообразие компьютерных сетей можно классифицировать по группе признаков:

    • Территориальная распространенность;

    • Ведомственная принадлежность;

    • Скорость передачи информации;

    • Тип среды передачи;

    По территориальной распространенности сети могут быть локальными, глобальными, и региональными.

    По принадлежности различают ведомственные и государственные сети. Ведомственные принадлежат одной организации и располагаются на ее территории.

    По скорости передачи информации компьютерные сети делятся на низко-, средне- и высокоскоростные.

    По типу среды передачи разделяются на сети коаксиальные, на витой паре, оптоволоконные, с передачей информации по радиоканалам, в инфракрасном диапазоне.

     

    Локальные компьютерные сети.

    Локальная сеть объединяет компьютеры, установленные в одном помещении (например, школьный компьютерный класс, состоящий из 8-12 компьютеров) или в одном здании (например, в здании школы могут быть объединены в локальную сеть несколько десятков компьютеров, установленных в различных предметных кабинетах).

    В небольших локальных сетях все компьютеры обычно равноправны, т. е. пользователи самостоятельно решают, какие ресурсы своего компьютера (диски, каталоги, файлы) сделать общедоступными по сети. Такие сети называются одноранговыми.

    Если к локальной сети подключено более десяти компьютеров, то одноранговая сеть может оказаться недостаточно производительной. Для увеличения производительности, а также в целях обеспечения большей надежности при хранении информации в сети некоторые компьютеры специально выделяются для хранения файлов или программ-приложений. Такие компьютеры называются серверами, а локальная сеть - сетью на основе серверов.

    Каждый компьютер, подключенный к локальной сети, должен иметь специальную плату (сетевой адаптер). Между собой компьютеры (сетевые адаптеры) соединяются с помощью кабелей.

    Топология сети.

    Общая схема соединения компьютеров в локальные сети называется топологией сети. Топологии сети могут быть различными.

    Сети Ethernet чаще всего могут иметь топологию «шина» и «звезда». В первом случае все компьютеры подключены к одному общему кабелю (шине), во втором - имеется специальное центральное устройство (хаб), от которого идут «лучи» к каждому компьютеру, т.е. каждый компьютер подключен к своему кабелю.

    Структура типа «шина» проще и экономичнее, так как для нее не требуется дополнительное устройство и расходуется меньше кабеля. Но она очень чувствительна к неисправностям кабельной системы. Если кабель поврежден хотя бы в одном месте, то возникают проблемы для всей сети. Место неисправности трудно обнаружить.

    В этом смысле «звезда» более устойчива. Поврежденный кабель – проблема для одного конкретного компьютера, на работе сети в целом это не сказывается. Не требуется усилий по локализации неисправности.

    В сети, имеющей структуру типа «кольцо» информация передается между станциями по кольцу с переприемом в каждом сетевом контроллере. Переприем производится через буферные накопители, выполненные на базе оперативных запоминающих устройств, поэтому при выходе их строя одного сетевого контроллера может нарушиться работа всего кольца.

    Достоинство кольцевой структуры – простота реализации устройств, а недостаток – низкая надежность.

    Региональные компьютерные сети.

    Локальные сети не позволяют обеспечить совместный доступ к информации пользователям, находящимся, например, в различных частях города. На помощь приходят региональные сети, объединяющие компьютеры в пределах одного региона (города, страны, континента).

    Корпоративные компьютерные сети.

    Многие организации, заинтересованные в защите информации от несанкционированного доступа (например, военные, банковские и пр.), создают собственные, так называемые корпоративные сети. Корпоративная сеть может объединять тысячи и десятки тысяч компьютеров, размещенных в различных странах и городах (в качестве примера можно привести сеть корпорации Microsoft, MSN).

    Глобальная компьютерная сеть Интернет.

    В 1969 году в США была создана компьютерная сеть ARPAnet, объединяющая компьютерные центры министерства обороны и ряда академических организаций. Эта сеть была предназначена для узкой цели: главным образом для изучения того, как поддерживать связь в случае ядерного нападения и для помощи исследователям в обмене информацией. По мере роста этой сети создавались и развивались многие другие сети. Еще до наступления эры персональных компьютеров создатели ARPAnet приступили к разработке программы Internetting Project («Проект объединения сетей»). Успех этого проекта привел к следующим результатам. Во-первых, была создана крупнейшая в США сеть internet (со строчной буквы i). Во-вторых, были опробованы различные варианты взаимодействия этой сети с рядом других сетей США. Это создало предпосылки для успешной интеграции многих сетей в единую мировую сеть. Такую "сеть сетей" теперь всюду называют Internet (в отечественных публикациях широко применяется и русскоязычное написание - Интернет).

    В настоящее время на десятках миллионов компьютеров, подключенных к Интернету, хранится громадный объем информации (сотни миллионов файлов, документов и т. д.) и сотни миллионов людей пользуются информационными услугами глобальной сети.

    Интернет - это глобальная компьютерная сеть, объединяющая многие локальные, региональные и корпоративные сети и включающая в себя десятки миллионов компьютеров.

    В каждой локальной или корпоративной сети обычно имеется, по крайней мере, один компьютер, который имеет постоянное подключение к Интернету с помощью линии связи с высокой пропускной способностью (сервер Интернета).

    Надежность функционирования глобальной сети обеспечивается избыточностью линий связи: как правило, серверы имеют более двух линий связи, соединяющих их с Интернетом.

    Основу, «каркас» Интернета составляют более ста миллионов серверов, постоянно подключенных к сети.

    К серверам Интернета могут подключаться с помощью локальных сетей или коммутируемых телефонных линий сотни миллионов пользователей сети.

    Адресация в Интернет

    Для того чтобы связаться с некоторым компьютером в сети Интернет, Вам надо знать его уникальный Интернет - адрес. Существуют два равноценных формата адресов, которые различаются лишь по своей форме: IP - адрес и DNS - адрес.

    IP - адрес

    IP - адрес состоит из четырех блоков цифр, разделенных точками. Он может иметь такой вид:

    84.42.63.1

    Каждый блок может содержать число от 0 до 255. Благодаря такой организации можно получить свыше четырех миллиардов возможных адресов. Но так как некоторые адреса зарезервированы для специальных целей, а блоки конфигурируются в зависимости от типа сети, то фактическое количество возможных адресов немного меньше. И тем ни менее, его более чем достаточно для будущего расширения Интернет.

    С понятием IP - адреса тесно связано понятие «хост». Под хостом понимается любое устройство, использующее протокол TCP/IP для общения с другим оборудованием. Это может быть не только компьютер, но и маршрутизатор, концентратор и т.п. Все эти устройства, подключенные в сеть, обязаны иметь свой уникальный IP - адрес.

    DNS - адрес

    IP - адрес имеет числовой вид, так как его используют в своей работе компьютеры. Но он весьма сложен для запоминания, поэтому была разработана доменная система имен: DNS. DNS - адрес включает более удобные для пользователя буквенные сокращения, которые также разделяются точками на отдельные информационные блоки (домены). Например:

    www.klyaksa.net

    Если Вы вводите DNS - адрес, то он сначала направляется в так называемый сервер имен, который преобразует его в 32 - битный IP - адрес для машинного считывания.

    Доменные имена

    DNS - адрес обычно имеет три составляющие (хотя их может быть сколько угодно).

    Доменная система имен имеет иерархическую структуру: домены верхнего уровня - домены второго уровня и так далее. Домены верхнего уровня бывают двух типов: географические (двухбуквенные - каждой стране свой код) и административные (трехбуквенные).

    России принадлежит географический домен ru.

    Портал www.klyaksa.net зарегистрировал домен второго уровня klyaksa в административном домене верхнего уровня net.

    Имена компьютеров, которые являются серверами Интернета, включают в себя полное доменное имя и собственно имя компьютера. Так полный адрес портала имеет вид www.klyaksa.net

    gov - правительственное учреждение или организация

    mil - военное учреждение

    com - коммерческая организация

    net - сетевая организация

    org - организация, которая не относится не к одной из выше перечисленных

    Среди часто используемых доменов - идентификаторов стран можно выделить следующие:

    at - Австрия

    au - Австралия

    ca - Канада

    ch - Швейцария

    de - Германия

    dk - Дания

    es - Испания

    fi - Финляндия

    fr - Франция

    it - Италия

    jp - Япония

    nl - Нидерланды

    no - Норвегия

    nz - Новая Зеландия

    ru - Россия

    se - Швеция

    uk - Украина

    za - Южная Африка

    Популярнейшая служба Интернета - World Wide Web (сокращенно WWW или Web), еще называют Всемирной паутиной. Представление информации в WWW основано на возможностях гипертекстовых ссылок. Гипертекст - это текст, в котором содержаться ссылки на другие документы. Это дает возможность при просмотре некоторого документа легко и быстро переходить к другой связанной с ним по смыслу информации, которая может быть текстом, изображением, звуковым файлом или иметь любой другой вид, принятый в WWW. При этом связанные ссылками документы могут быть разбросаны по всему земному шару.

    Многочисленные пересекающиеся связи между документами WWW компьютерной паутиной охватывают планету - отсюда и название. Таким образом, пропадает зависимость от местонахождения конкретного документа.

    Служба World Wide Web предназначена для доступа к электронным документам особого рода, которые называются Web-документами или, упрощенно, Web-страницами. Web-страница - это электронный документ, в котором кроме текста содержатся специальные команды форматирования, а также встроенные объекты (рисунки, аудио- и видеоклипы и др.).

    Просматривают Web-страницы с помощью специальных программ, называемых браузерами, так что браузер — это не просто клиент WWW, служащий для взаимодействия с удаленными Web-серверами, это еще и средство просмотра Web-документов. Так, например, если Web-страница была сохранена на жестком диске, ее можно просмотреть с помощью браузера без подключения к Интернету. Такой просмотр называют автономным.

    В отличие от печатных электронных документов, Web-страницы имеют не абсолютное, а относительное форматирование, то есть они форматируются в момент просмотра в соответствии с тем, на каком экране и с помощью какого браузера их просматривают. Строго говоря, одна и та же Web-страница при просмотре в разных браузерах может выглядеть по-разному — это зависит от того, как браузер реагирует на команды, которые встроил в Web-страницу ее автор.

    У каждого Web-документа (и даже у каждого объекта, встроенного в такой документ) в Интернете есть свой уникальный адрес — он называется унифицированным указателем ресурса URL (Uniformed Resource Locator) или, сокращенно, URL-адресом. Обратившись по этому адресу, можно получить хранящийся там документ.

    В Интернете хранится очень и очень много Web-документов. В последние семь лет наполнение WWW удваивалось каждые полтора года. По-видимому, в ближайшие годы этот темп несколько снизится, но останется достаточно высоким, по крайней мере до рубежа 10 миллиардов. В связи с таким огромным количеством Web-документов, в Сети сегодня существует важная проблема их поиска и отбора — мы рассмотрим ее особо, а пока познакомимся с тем, как формально выглядит адрес URL.

    Пример URL: http://klyaksa.net/htm/exam/answers/images/a23_1.gif

    Здесь приведен URL-адрес рисунка, находящегося на одной из Web-страниц портала www.klyaksa.net.

    URL-адрес документа состоит из трех частей и, в отличие от доменных имен, читается слева направо. В первой части указано имя прикладного протокола, по которому осуществляется доступ к данному ресурсу. Для службы World Wide Web это протокол передачи гипертекста HTTP (HyperText Transfer Protocol). У других служб -  другие протоколы. Имя протокола отделяется от остальных частей адреса двоеточием и двумя косыми чертами.

    Второй элемент -  доменное имя компьютера, на котором хранится данный документ. Со структурой доменного имени мы уже знакомы — его элементы разделяются точками. После доменного имени ставится косая черта.

    Последний элемент адреса - путь доступа к файлу, содержащему Web-документ, на указанном компьютере. С записью пути доступа к файлу в операционной системе Windows мы уже знакомы, но здесь есть важное отличие. В Windows принято разделять каталоги и папки символом обратной косой черты «\», а в Интернете положено использовать обычную косую черту «/». Это связано с тем, что Интернет зарождался на компьютерах, работающих в операционной системе UNIX, а там принято разделять каталоги именно так.

    С каждой гиперссылкой в Сети связан Web-адрес некоторого документа или объекта (файла с рисунком, звукозаписью, видеоклипом и т. п.). При щелчке на гиперссылке в Сеть отправляется запрос на поставку того объекта, на который указывает гиперссылка. Если такой объект существует по указанному адресу, он загружается и воспроизводится. Если его нет в природе (например, он перестал существовать по каким-то причинам), выдается сообщение об ошибке — тогда можно вернуться на предыдущую страницу и продолжить работу.

    Вопросы:

    • Что такое компьютерная сеть?

    • Что такое топология сети? Какая топология сети у нас в классе? в школе?

    • Какие компьютерные сети бывают?

    • Почему Интернет продолжает нормально функционировать при выходе из строя отдельных серверов или линий связи?

    • Какой IP-адрес у компьютера на вашем рабочем месте? у учителя?

    • Что такое браузер?

    • Почему WWW называют всемирной паутиной?

    4. Практическая часть.

    Для просмотра web-страниц применяются специальные программы, которые называются браузерами. Таких программ немало, но самые известные это - Microsoft Edge, Google, Firefox.

    Microsoft Edge - новый браузер, представленный в Windows 10 и вызывающий интерес многих пользователей, поскольку обещает высокую скорость работы (при этом, по некоторым тестам - выше чем у Google Chrome и Mozilla Firefox), поддержку современных сетевых технологий и лаконичный интерфейс.

    С выходом Windows 10 Anniversary Update 2 августа 2016 года, в Microsoft появились еще две важные и востребованные пользователями возможности.

    Первая  установка расширений в Microsoft Edge. Для их установки зайдите в меню настроек и выберите соответствующий пункт меню. После этого вы сможете управлять установленными расширениями или перейти в магазин Windows 10 для установки новых.

    Вторая из возможностей - появилась функция закрепления вкладок в браузере Edge. Чтобы закрепить вкладку, кликните по ней правой кнопкой мыши и нажмите по нужному пункту контекстного меню. Вкладка станет отображаться в виде иконки и будет автоматически загружаться при каждом запуске браузера.

    После запуска Microsoft Edge по умолчанию открывается «Мой канал новостей» (можно изменить в настройках) со строкой поиска посередине (туда же можно ввести просто адрес сайта). Если в верхней правой части страницы нажать «Настроить», вы сможете выбрать интересные для вас темы новостей для отображения на главной странице.

    В верхней строке браузера совсем немного кнопок: вперед-назад, обновить страницу, кнопка для работы с историей, закладками, загрузками и списком для чтения, кнопка добавления аннотаций от руки, «поделиться» и кнопка настроек. При переходе на какую-либо страницу напротив адреса появляются пункты для включения «режима для чтения», а также добавления страницы в закладки. Также в эту строку с помощью настроек можно добавить иконку «Домой» для открытия домашней страницы.

    Работа с вкладками - точно такая же, как в браузерах на основе Chromium (Google Chrome, Яндекс Браузер и другие). Если кратко, то с помощью кнопки «плюс» вы можете открыть новую вкладку (по умолчанию в ней отображаются «лучшие сайты» - те, которые вы чаще всего посещаете), кроме этого, можно перетащить вкладку таким образом, чтобы она стала отдельным окном браузера.

    Почти так же, как в Safari для OS X, в Microsoft Edge появился режим для чтения: при открытии какой-либо страницы, справа от ее адреса появляется кнопка с изображением книги, по нажатию на которую, со страницы убирается все ненужное (реклама, элементы навигации и прочее) и остается лишь текст, ссылки и изображения, имеющие к нему прямое отношение. Очень удобная вещь.

    Для включения режима чтения вы также можете использовать горячие клавиши Ctrl+Shift+R. А нажав Ctrl+G вы можете открыть список для чтения, содержащий те материалы, которые вы ранее добавили в него, чтобы прочитать позже.

    Чтобы добавить какую-либо страницу в список для чтения, нажмите «звездочку» справа от адресной строки, и выберите добавление страницы не в избранное (закладки), а в этот список. Эта функция тоже удобна, но если сравнивать с упомянутым выше Safari, несколько хуже - в Microsoft Edge читать статьи из списка для чтения без доступа к Интернету нельзя.

    В Microsoft Edge появилась кнопка «Поделиться», которая позволяет отправить просматриваемую страницу в одно из поддерживаемых приложений из магазина Windows 10. По умолчанию это OneNote и Почта, но если вы установите официальные приложения Facebook, Одноклассники, В контакте, то они также будут в списке.

    Приложения, поддерживающие такую функцию в магазине имеют обозначение «Предоставить общий доступ».

    Одна из полностью новых функций в браузере - создание аннотаций, а проще - рисование и создание заметок прямо поверх просматриваемой страницы для последующей отправки кому-либо или просто для себя.

    Режим создания веб-заметок открывается по нажатию соответствующей кнопки с изображением карандаша в квадратике.

    Это не совсем про новые возможности, а скорее про реализацию доступа к часто используемым вещам в браузере, которые обозначены в подзаголовке. Если вам потребовались ваши закладки, история (а также ее очистка), загрузки или список для чтения, нажмите кнопку с изображением трех строчек.

    Откроется панель, на которой вы можете просмотреть все эти элементы, очистить их (или добавить что-то в список), а также импортировать закладки из других браузеров. При желании, можно закрепить эту панель, нажав на изображение булавки в правом верхнем углу.

    Кнопка с тремя точками в правом верхнем углу открывает меню опций и настроек, большинство пунктов которого понятны и без пояснений.

     

    5. Подведение итогов урока. Оценка деятельности обучающихся.

    Подведение итога урока. Выставление оценок.

    На уроке мы получили представление о компьютерных сетях, их классификациях, топологии. Познакомиться с работой в сети, дали основные понятия, необходимые для работы на компьютере, научить загружать нужную Веб-страницу, переходить на другую, сохранять информацию на жесткий диск.

    6. Рефлексия.

    На экране появляется следующее изображение. Каждый обучающийся должен оценить свою работу на уроке по 10- бальной шкале.

     

    7. Домашнее задание.

    Знать, что такое компьютерная сеть, виды компьютерных сетей, способы адресации в Интернет. Учащимся, имеющим компьютеры дома, продолжить осваивать «слепой десятипальцевый метод печати».

    Дополнительное задание: на домашнем компьютере установить бесплатный браузер Опера и сравнить его с Microsoft Edge. Оперу можно скачать по адресу http://www.opera.com/download/.

    Вы сегодня все молодцы! Помолимся!

    До свидания!

    Категория: Мои статьи | Добавил: pravoslgimn (24.01.2017)
    Просмотров: 4497 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    avatar

    Copyright ЧОУ "Ноябрьская Православная гимназия" © 2024